МО, г.Звенигород, район Восточный, мкр. 3, корп. 6
Офис продаж работает:
ежедневно с 10:00 до 19:00

В Звенигороде найдены фрески эпохи Рублева

Успенский собор Звенигорода является одним из наиболее сохранившихся памятников архитектуры Московского великого княжества. Стоит приехать в город, и дорогу к нему укажет любой прохожий. Собор построен на рубеже XIV–XV веков. Он возведен вторым сыном Дмитрия Донского — Юрием Дмитриевичем, которому достался Звенигород в удел по завещанию отца. Его строительством занимались московские мастера, незадолго до этого создавшие в столице придворную церковь Рождества Богоматери.

Редкость — собор Успения Пресвятой Богородицы полностью сохранился. Дело в том, что в XV веке Звенигород перестал быть столицей. Так, упадок города стал благом для храмов — на их строительство и ремонт не было денег. Такая парадоксальная ситуация позволила сохранить собор с минимальными изменениями.

Последние несколько лет сотрудники ЦНРПМ занимаются реставрацией памятника архитектуры. Самой главной находкой стали уникальные фрески эпохи Андрея Рублева, размещенные на подпружных арках Успенского собора.

В XIX веке произошли самые значимые изменения в облике храма. Он утратил первоначальную позакомарную кровлю, а его подпружные арки заложили кирпичной кладкой. В то время считалось, что такая мера необходима для поддержания сводов.

В момент замены окон архитектор Георгий Евдокимов сделал несколько зондажей, чтобы узнать высоту поздних кирпичных прикладок. Так, были обнаружены фрески эпохи Андрея Рублева. После этого специалисты провели инженерное исследование, которое показало, что кирпичная закладка подпружных арок не поддерживает своды, а наоборот — увеличивает нагрузку. Федеральный совет по архитектуре одобрил ее разборку.

На подпружных арках Успенского собора найдены фрагменты росписи эпохи Рублева — так осторожно, не говоря о конкретном авторе, комментируют свою находку специалисты. Чтобы увидеть росписи XV века, необходимо взобраться по установленным лесам вдоль северной стены храма, почти под его купол.

В ходе реставрационных работ будет удаляться поздняя запись XIX века. Это позволит полностью очистить найденные фрагменты. Однако уже сейчас из-под наслоенной живописи XIX века видны росписи Андрея Рублева. В первую очередь специалисты укрепляют фрагменты фресок. Ведь живопись долгое время находилась за кирпичной закладкой, и теперь она в очень хрупком состоянии. Реставраторы проводят консервацию, бортовое укрепление и противоаварийные работы.

По словам архитектора Георгия Евдокимова, специалисты предполагали, что нашли что-то ценное, когда сделали в кладке небольшие зондажи и увидели древние росписи. Однако никто не мог подумать, что фрески будут такого объема. Он отмечает, что небольшие фрагменты еще будут находить под росписью XIX века, но таких больших уже не будет. Этот храм является последним памятником архитектуры, который не был детально изучен. Именно поэтому можно сказать, что находок такого масштаба больше не будет.

Яндекс.Метрика